В этом разделе мы постараемся помочь начинающим пилотам сделать первые шаги к полетам. Не стесняйтесь, приходите на места полетов и в живую пообщайтесь с единомышленниками. Здесь так же можно задать любой интересующий Вас вопрос об авиамоделях.

Старинная аппаратура радиоуправления

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 8 мес. назад - 1 год 8 мес. назад #8538 от SashLo
Давно хотел эту тему начать.
Я уже писал о двигателях которые у меня есть.
С аппаратурой также.
Я начинал за ручки держаться ещё в восьмидесятые. Робко держались за ручки и модели у нас были планера размахом 2500 мм. Которые в общем сами летали, аппаратурой только подправить полёт можно было. С большими фюзеляжами, чтобы приёмники и сервы влазили. И затягивались они с леера, как воздушного змея.
ПОЕХАЛИ...
Начал я управлять планерами аппаратурой ПИЛОТ-4. Точнее в кружке мой товарищ занимался радиопланерами, а я иногда пробовал рулить.
Аппаратура радиоуправления ПИЛОТ-4, 1984-го года выпуска.


Первым делом я обращаю внимание на сервомашинки. Вот такими они были много лет назад.
Для того, что бы можно было понять их размеры, рядом рубль.
Так как аппаратура двухканальная, в комплекте было две сервомашинки.

Передатчик. О потенциометрах в то время не было и речи.
Такую аппаратуру называли дискретной. (с дискретным управлением)
Каждый стик управлял двумя микрокнопками.
Стоит обратить внимание и на удлинительную катушку антенны.

Отсек питания передатчика был рассчитан для двух квадратных батареек на 4.5 вольта. То есть 9 вольт питания.

Приемник.

До боли знакомые детальки. Когда-то, в далёких 80-х, я как раз из таких и конструировал свои первые схемы.
Одни релюшки РЭС-10, с позолоченными контактами чего стоят!

Вот собственно и весь комплект.

Когда-то хотелось сделать корпус поинтереснее для него, но так и не дошло, аппаратура менялась на более продвинутую.
[img

Самой аппаратуры у меня нет этот обзор я взял в интернете.
Только осталась плата передатчика, с которого всё начиналось. Это в восьмидесятые годы.
Автор обзора Элвис за который ему большое СПАСИБО. Полностью можно посмотреть Здесь
Спасибо сказали: Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 7 мес. назад - 1 год 8 мес. назад #8539 от SashLo
ПРОДОЛЖУ...
Это следующая аппаратура которую осваивали в те восьмидесятые.
НОВОПРОП-3
Трёхканальная аппаратура. Два канала, предполагалось, на управление рулями высоты и поворота. И третий на газ. Частота 27 мГц.
Сохранилась даже коробка. Так выглядела. Она же служила транспортировочной. На крышке поролон. Со временем пожелтел и начал осыпаться.

В коробке по ячейкам вся аппаратура. Всё что в комплекте, конечно без батареек.

Внешний вид передатчика впечатляет, корпус из металла. Увесистый даже без батареек.

Приёмник. Как и все в то время приличных размеров.

Обозначена верхняя сторона. Почему-то предлагалось размещать только в одном положении.
Комплектовалось тремя сервомашинками. У меня сохранилась только одна. Ещё выключатель питания. Да.. В комплекте самодельные ручки. Считалось если ручки будут длиннее, то управление будет не таким резким и активным.

Заглянем, что внутри. Место для трёх квадратных батареек и стеклотекстолитовая печатная плата. Добротные советские радиодетали.

Сбоку видно резисторы переменные. Для пропорционального управления. Видно кварц стабилизирующий частоту. Кварцы не меняли и у всех была одна или почти одна частота.

С другого боку видно размещение радиодеталей и второй переменный резистор.
Внутри приёмника видно, что почти всё собрано на транзисторах КТ315.
Самые популярные в то время.
Ну и полная комплектация.
Меня всегда мучал ремешок. Почти деревянный, натирал шею, даже через рубашку. А вот антенны, не сохранилось. Я даже не помню, как она выглядела.

В передатчике использовали три квадратных батарейки или делали сумку на плечо, для аккумуляторов питания передатчика.
Для питания приёмника использовали аккумуляторы на 0,55 Ампер. Скупали почти все фонарики в магазинах с такими аккумуляторами.
Аппаратура была не плохая, но из недостатков было, что малая дальность и неудобства для управления планерами.
Спасибо сказали: Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 7 мес. назад - 1 год 8 мес. назад #8541 от SashLo
Следующая которую осваивали это уже четырехканальная аппаратура:
СУПРАНАР 838
Похожа на нормальную четырехканальную, более удобная. На 27 мГц
Передатчик.
Некоторая пластмасса уже выцвела. Была когда-то почти белая.
Ручки квадратного сечения. Иногда делали сами круглые.

Отсек под питание круглыми батарейками. Батарейки были не очень ёмкостные и поэтому их было не напастись. Как я писал, что делали сумку с аккумуляторами выносную, для питания передатчика.

Внутри отечественная элементная база восьмидесятых годов.

Высокочастотный блок. Более мощный, уже дальность появилась.
На выходном транзисторе виден радиатор.

Приёмник.
В нем же схема дешифраторов на все каналы. И всегда не нравились разъёмы. Большие, круглые. Толком не куда не уложишь и не просунешь.

Плотный монтаж электроники. Но габариты всё равно большие.
Хотите понять габариты? Зажмите кулак, так вот приёмник был чуть больше.

Сервомашинки. Достаточно лёгкие, потому что внутри моторчик и пластмассовые шестерни. Электроника в приёмнике.
Ползунковые механизмы неплохая вещь, но недостаток у них был. За время эксплуатации столько резисторов сменили. (резистор положения ползунков).
На практике получалось через каждые десять полётов.

И полностью комплект.

В общем не плохая аппаратура, удобная, более мощная и четыре канала это отличная вещь в те времена. Можно было летать нескольким пилотам, при условии несовпадении частот. Кварцевые резонаторы можно было поменять прямо в поле. Если они у вас были.
Спасибо сказали: pand0562, Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 4 мес. назад - 1 год 7 мес. назад #8544 от SashLo
В девяностых плотно занимался свободнолетающими и про радиоуправляемые даже не думал.
В начале двухтысячных решил начать заняться радио планерами. Приобрел простую аппаратуру двухканальную Hitec Ranger-2, для планера вполне хватало.
И так общий вид передатчика.
Передатчик на 40 мГц АМ амплитудной модуляцией.
Кварцы быстросъёмные. Очень удобно быстро сменить частоту.
Индикатор батареи светодиодный на трех светодиодах. Очень малоинформативный.

С левой стороны есть разъём для зарядки аккумуляторов, Если используются аккумуляторы.

Внизу находятся переключатели реверса каналов.

Батарейный отсек на восемь батареек или аккумуляторов.

Приёмник соответствующий на два канала. Приобретал отдельно. коробочка до сих пор от него сохранилась.
Так же быстросъёмный кварц.

Сервы приобретал из самых простых. Они и до сих пор в ходу на разных моделях.

Общий вид комплекта.

В заключение обзора скажу, эту аппаратуру не использовал. Так как решил восстановить навыки на симуляторе, а на передатчике нет разъёма под симулятор.
Пришлось покупать другой передатчик. Но об этом в другой раз.
Спасибо сказали: Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 3 мес. назад - 1 год 7 мес. назад #8545 от SashLo
Читатель нашего сайта прислал мне фотографию ПИЛОТ-2
Вероятно у него есть эта аппаратура. Обещал видео работы.

Выпуск 1977 года.
Вложения:
Спасибо сказали: Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 2 мес. назад - 1 год 7 мес. назад #8552 от SashLo
В двухтысячных приобрел 4-канальную аппаратуру Hitec Focus 4
Для моих целей и симулятора самое то.
Симуляторы в то время стоили дороговато. Я решил сделать сам переходник с аппаратуры на компьютер для симулятора. Скачал простой и бесплатный симулятор FMS, а переходник сделал на COM порт разъём RS 232. Это самый простой, как мне показалось. Кабель FMS
Передатчик.
Общий вид.
Нравился индикатор. Очень информативный. Точно видно ход разряда аккумулятора.

Батарейный отсек для восьми аккумуляторов. Использовались спайки.
Хорошо видно разъём под симулятор.

На лицевой панели разъём под кварц.

Этот передатчик использовал в основном под симулятор.
После того как приобрел передатчик и спаял кабель, установил сам симулятор, засел за тренировки. Это был конец ноября. Поставил цель по весне взлететь на модели. Ежедневно по 15-20 минут тренировок.
И на самом деле я по весне полетел.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • SashLo
  • Автор темы
Больше
3 года 1 мес. назад - 1 год 7 мес. назад #8556 от SashLo
В двухтысячных, когда искал простую аппаратуру под подключение к компьютеру, для использования с симулятором, предложили FUTABA SkySport 4.
Аппаратура 4 канальная с частотой 35 мГц.
Передатчик, как и предыдущий, практически всё совпадает. Чуть ярче выглядит.

Индикатор чуть растянут и градуировка в процентах.

На лицевой панели включатель питания, переключатели реверса каналов, съёмный кварц.

На боковой панели разъём для заряда, если используются аккумуляторы.

Батарейный отсек для восьми аккумуляторов.
Видно разъём под симулятор.

С этим передатчиком использовался мини приёмник.


Я тогда её не взял, только потому, что частота 35 мГц.
Было такое, что таксисты ездили с рациями на подобных частотах и засоряли эфир. Но за городом, в поле было возможно и её использовать.
Но позднее её взял Саня Ефимов, как свою первую аппаратуру.
Спасибо сказали: Лемдян 65

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.